Испытательные лаборатории могут гарантировать заказчику получение точных и надёжных данных только в случае прохождения данной лабораторией процедуры аккредитации в соответствии с Федеральным законом № 412 от 28.12.2013 г. «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Ключевым требованием при аккредитации испытательных лабораторий является наличие и исполнение системы менеджмента качества.
Проведение внутрилабораторного контроля качества – одна из необходимых процедур системы менеджмента качества, обеспечивающих прослеживаемость и достоверность оценки.
ОБУЧЕНИЕ ПО ВНУТРИЛАБОРАТОРНОМУ КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА
В настоящее время общепризнанно, что без внутрилабораторного контроля качества результатов невозможно гарантировать качество технически сложных косвенных измерений (таких, как количественный химический анализ, измерение интегральных показателей объектов окружающей среды, показателей качества нефтепродуктов и т. д), а также многих других видов измерений (контроля, испытаний, анализов). Конечно, контроль качества требует дополнительных усилий. Однако при увеличении интенсивности измерений доля затрат, приходящаяся на контроль, падает.
Почему проведение внутрилабораторного контроля качества в лаборатории обязательно?
1. Наличие в лаборатории процесса выполнения методик измерений (контроля, испытаний, анализов), а также контроля их достоверности – обязательное требование со стороны Росаккредитации.
Согласно п. 5.9.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 “Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий” – “лаборатория должна располагать процедурами управления качеством с тем, чтобы контролировать достоверность проведенных испытаний и калибровки. Полученные данные должны регистрироваться так, чтобы можно было выявить тенденции, и там, где это рационально, должны применяться статистические методы для анализа результатов”.
2. Внутрилабораторный контроль качества гарантирует достоверность и качество результатов измерений (контроля, испытаний, анализов).
Это обеспечивает положительную репутацию лаборатории, облегчая заказчику поиск и выбор надёжных поставщиков услуг в испытаниях и измерениях, удовлетворяющих его требованиям.
Применение различных способов контроля качества результатов измерений (контроля, испытаний, анализов) в зависимости от конкретных ситуаций, планирование и организация работы по внутрилабораторному контролю качества результатов измерений в испытательной лаборатории – наиболее современный и эффективный способ к повышению качества результатов измерений, предоставляемых заказчику.
От профессионализма, знаний и навыков специалиста, проводящего внутрилабораторный контроль качества в испытательной лаборитории зависит не только достоверность и точность получаемых результатов, но и компетентность испытательной лаборатории и организации в целом.